Добро и зло - антонимы, то есть понятия противоположные. Очень может быть,
что ничего более конкретного для определения этих понятий сказать нельзя.
В понятия добра и зла каждый из нас вкладывает что-то свое, но как правило
это лишь некие вариации одной и той же мысли. Возможно, понятия добра и зла
ощущаются нами на интуитивном уровне и даны нам от самого рождения. Впрочем,
попытаться как-то обрисовать эти понятия можно. Точнее, в силу их противоположности,
достаточно определить лишь одно из них, и тогда второе тоже станет понятным.
Под добром обычно понимают действия, которые осуществляются по неким
правилам этики (справедливости). Соответственно, злом являются действия,
идущие в разрез с общепринятыми правилами поведения. Впрочем, христианская
мысль пошла в этом вопросе немного дальше: христианин
должен поступать не просто по справедливости (старый принцип "око за око, зуб за зуб"),
а даже на зло отвечать добром. Следование путем зла (то есть на поводу у своих пороков),
как правило, приносит человеку сиюминутные материальные выгоды
(и так называемые "угрызения совести", если конечно в этом конкретном
человеке сохранились еще хоть какие-то ее остатки). Как известно, одно из
искушений Христа владыкой тьмы состояло именно в том, что Христу была обещана власть
над всем миром, если он будет поклоняться злу. Часто поэтому говорят, что зло
владеет материальным миром (и поклонники зла имеют большой успех в этом мире),
а добро - правит духовным миром (и, соответственно, в нем добиваются успеха те,
кто идет путем добра). Как правило, зло опирается на право силы, а добро - на силу права.
Добро и зло это не только семантические антонимы, но и противники, соперники
в буквальном смысле и во всех отношениях. Можно сказать, что подоплека и смысл
существования всего мира и человечества заключается именно в борьбе добра и
зла. Эта борьба идет все время и ежеминутно. Она идет на всех уровнях: от международного
(в захватнических войнах зло символизирует агрессор, а добро -
жертва нападения), до борьбы внутри каждого человека (в каждой конкретной жизненной
ситуации перед нами всегда есть два варианта действий - правильный и неправильный).
Более того, не вызывает никаких сомнений тот факт, что одновременное существование
добра и зла в мире и обществе является совершенно необходимым. Именно оно (одновременное
существование добра и зла) и придает человеческой жизни некий смысл, поскольку на
каждом шагу предоставляет нам возможность выбора между добром и злом. Редко встретишь
человека, который бы мог служить воплощением зла (всегда совершает выбор в пользу
зла; человек, полностью лишенный всякой совести) или добра (всегда совершает выбор в пользу
добра, "ангел во плоти"). Обычно всякий реальный человек представляет собой некую смесь
(у каждого человека - в своей пропорции) доброго и злого начала. То есть, в одном случае
он поступает правильно (по совести), а в другом - нет (идет против совести). Человеческая
жизнь, таким образом, представляет собой непрерывную череду испытаний, в которых каждый из
нас выбирает ту или иную линию поведения, изобличая при этом свое истинное лицо (в большинстве
случаев - только перед самим собой). Из того, что зло должно существовать для испытания
людей, со всей очевидностью следует его непобедимость (глобальная, а не локальная,
разумеется). То есть зло - это такой же атрибут этого мира, как всемирное тяготение - атрибут
массы физического тела.