РОССИЯ
прошлое, настоящее и будущее

Издавна весь цивилизованный мир делился на два противостоящих друг другу лагеря - Запад и Восток. Взаимная борьба этих двух культурных укладов принесла много пользы человечеству, сила которого как раз и состоит в его многообразии. Россия всегда занимала особое место в этом великом противостоянии, поскольку выполняла роль моста в этом соперничестве, пытаясь взять лучшие черты как от западной, так и от восточной культуры. Другой вопрос - на сколько хорошо у нее это получалось, и возможно ли здесь вообще "усидеть на двух стульях"?

Характерной особенностью России является большая протяженность ее территорий (при малой средней плотности населения) и богатство ее земель полезными ископаемыми (в том числе, представляющими стратегическую ценность).

В XX-ом веке Россия в составе СССР достигла огромного влияния на ход мировых событий и являлась одной из двух (наряду с США) мировых сверхдержав. На протяжении ряда последних веков Россия являлась империей, поскольку ее населяло множество народов с сильно отличающимся укладом жизни (как западным, так и восточным), а управление государством всегда носило строго централизованный характер. Многонациональный характер России был также всегда сопряжен с множеством религий, исповедуемых населением этой страны (христианство, ислам, иудаизм). Основной вклад в формирование современного облика России внесли русские, но заметную роль в истории этой страны сыграли также украинцы и евреи.

В историческом плане, в российском менталитете наиболее значительные корни пустил "восточный след". Можно сказать, что именно он глубоко проник в российскую душу, в то время как "западный след" (демократия, главенство права и т.п.) лишь насаждался сверху - правительством и немногочисленной интеллигенцией. К сожалению, широким народным массам России всегда были чужды такие понятия как неприкосновенность частной собственности, человеческое достоинство, индивидуализм и т.п. Основой общественного сознания россиян является коллективизм, растворение индивида в массе, что характерно для восточных культур. Русскому народному духу претит западная идеология опоры индивида на свои собственные силы, предполагающая монотонный каждодневный труд, с каждым годом на небольшую величину поднимающий благосостояние. Вместо этого русские народные массы исповедуют принцип "все и сразу", то есть надеются на чудо, в результате которого откуда-то сверху на них сразу все должно свалиться манной небесной. Это отличие жизненной философии русского народа от менталитета Западной Европы хорошо прослеживается даже на уровне детских сказок: в русских народных сказках, как правило, все происходит "по щучьему велению" (то есть герою просто везет), а в немецких, французких и английских - награда герою всегда следует за его труды или высокую нравственность. Отличие реалий жизни от сказочных представлений приводит (от безисходности) к значительному распространению в России пьянства: разочарование в несостоятельности фантастических концепций не может в зрелом возрасте повлечь другого результата.

В то же время нельзя не отметить, что российский национальный менталитет имеет и свои сильные стороны, которые обнаруживают себя не в нормальной жизни, а в критические периоды истории. Русским нет равных тогда, когда на короткое время необходимо продемонстрировать предельное напряжение сил, быстро достигнуть титанических результатов. Примером того служит непобедимость России (поражение Наполеона и Гитлера). Русские вполне способны построить вавилонскую башню за один день, но им не под силу сделать это за один год - не хватило бы терпения.

Самым страшным проклятием России, из которого вытекают все ее беды, является безнравственность. Допустимость (общественная толерантность) бесчестных поступков (коррупция, воровство и т.п.) глубоко проникла в российский менталитет. Причиной этого является отсутствие чувства собственного достоинства в народных массах, отношение к самому себе как к бесправному члену стада, неверие в свои собственные силы. Между тем, осознание каждым русским себя как личности, могло бы повлечь за собой противодействие произволу власти (в том числе, и борьбу с коррупцией) и пробуждение уважения к чужой собственности (поскольку воровать это ведь попросту - унижать самого себя).

Created 2 Jan 2004 by George Pavlenko
Approved by VIS