Религия существует настолько же давно, как и само человечество.
Религиозное сознание имманентно человеческой природе, и потому
человек не может обойтись без веры в бога. В ходе истории человечества лишь
менялись формы религии, но никогда люди не оставались без церкви
в той или иной ее ипостаси. Корень религиозного сознания в человеке
кроется в невозможности рационального описания закономерностей происходящих
в природе и обществе явлений, попытке понять откуда произошел мир,
необходимости получить сверхъестественную помощь в трудных ситуациях и т.п.
Нельзя, правда, в этой связи умолчать и того факта, что на протяжении
истории человечества неоднократно имели место попытки объяснения сути
всего происходящего вокруг нас на атеистической основе. Как правило, такие
попытки делались людьми, которых отличал высокий уровень образованности,
позволявший им видеть строгий детерминизм естественных процессов и явлений.
Одним из наиболее знаменитых материалистов средневековья был голландский
ученый Бенедикт Спиноза. Сам он, впрочем, всячески отрицал атеистичность
своего учения, но есть веские основания полагать, что делал он это
исключительно из соображений собственной безопасности, так как открытая
борьба с церковью в те времена была крайне рискованным делом. Суть учения
Спинозы (для которого бог был просто тождественен с окружающей нас природой)
заключалась в том, что сознание есть одно из проявлений сущности
материи, точнее даже в том, что материя и дух суть две стороны одной
медали, то есть их существование взаимно обусловлено и вытекает одно
из другого. Чем совершенне материя, тем многограннее сопряженная с ней
душа, согласно Спинозе. Таким образом, тело человека, будучи совершеннее
тела собаки, содержит в себе более совершенную душу. Разумеется,
такая концепция исключает бессмертие души, принятое в большинстве
религий. Кроме того, Спиноза (как и более современные материалисты) отрицал
свободу воли, поскольку с его точки зрения любые действия индивида в
той или иной ситуации целиком определялись теми впечатлениями и опытом,
которые были ним приобретены в прошлом (в то время как религии уделяли
очень большое значение свободе воли, поскольку именно на ней строилась
вся система личной нравственной и юридической ответственности человека за все свои
действия). Спиноза категорически отвергал возможность чуда, поскольку полагал,
что все происходит по законам природы, раз и навсегда установленным и
неизменным. Само же чудо, если бы оно произошло, было бы нарушением этих
законов, и, следовательно, являлось бы ни чем иным, как вызовом самому
богу (который, напомним, и был для Спинозы самой природой). Любые непонятные
человеку явления, таким образом, могли быть связаны исключительно с недостаточным
уровнем познания законов, управляющих миром.
Различные народы прошли в духовном отношении
разный путь и на сегодняшний день добились в этом разных результатов.
Первой стадией в религиозном развитии большинства народов было язычество
(многобожие), связанное с идолопоклонством. Затем большинство верующих
пришли к ряду монотеистичных религий: иудаизм, христианство,
буддизм, ислам и т.п.
Различные современные монотеистические религии имеют различную
древность. Одни из них возникли раньше, другие позже. Бывали и
случаи, когда одна религия порождала другую (как, например, христианство,
возникшее на базе иудаизма). Кроме того, религии можно разделить на
две группы, в одну из которых отнести интернациональные религии
(например, христианство), а в другую - носящие явно выраженный мононациональный
характер (как, например, иудаизм - национальная религия евреев).