Христианство возникло в Иудее около двух тысяч лет назад из иудаизма.
Священной книгой христиан является Библия, включающая в себя Ветхий Завет и
Новый Завет. Ветхий Завет унаследован христианами от иудеев и является одновременно
священной книгой как христиан, так и приверженцев иудаизма. В то же время,
Новый Завет почитается одними лишь христианами. Свое название эта
религия приобрела
от имени своего основателя, которым был Иисус Христос. Имя Христос проистекает из
факт распятия Иисуса римлянами в Иудее. Непосредственными продолжателями дела Иисуса
были так называемые "апостолы" - двенадцать его непосредственных учеников. Четверо
из них (Лука, Марк, Матвей и Иоанн) написали свои Евангелия (описание жизни и
взглядов Иисуса), которые и легли в основу Нового Завета.
Христианство коренным образом изменило духовный мир человечества, привнеся
в него ряд совершенно новых тезисов (любовь к ближнему, непротивление злу
насилием и т.п.). Также большое внимание в учении Иисуса Христа уделяется
тому, что вера в бога и соблюдение канонов веры не должна носить показной
характер, то есть быть не снаружи человека, а внутри его (в душе). В этой
связи широко применяется термин "фарисейство", означающий формальное (внешнее,
демонстративное) соблюдение канонов религии, сопровождающееся при этом черствостью
души и скрытой ненавистью к окружающим.
Первые несколько веков своего существования христианская религия безжалостно
преследовалась властями. Христиан ставили вне закона, всячески преследовали,
пытали и даже физически уничтожали. Однако постепенно христианство стало
завоевывать все большее количество приверженцев, и власть предержащие стали
относиться к новой религии более терпимо, тем более что она не несла в себе
никакой общественной опасности, поскольку проповедовала подчинение светским
владыкам в мирских делах ("богу - богово, а кесарю - кесарево"). Вторая половина
первого тысячелетия нашей эры прошла под флагом превращения христианства в
доминирующую в Европе религию. Христианство стало фактически государственной
религией в большинстве развитых стран континента и стало самым серьезным
образом влиять на все аспекты жизни европейцев того времени. Наибольшего
расцвета этот процесс достиг в первой половине второго тысячелетия. Дело
дошло до того, что сама королевская власть стала считаться происходящей
от бога, вместо того, чтобы рассматриваться как результат личных усилий
ее обладателя. Возложение короны на голову всякого нового монарха (в том
числе, наследующих трон по праву рождения) стало прерогативой духовных
владык. За ними же (отцами церкви) стало признаваться право лишать светской
власти королей, герцогов и прочих владетелей за провинности перед церковью,
верой и религией. Разумеется, светские владыки всячески противились чрезмерному
влиянию церкви на мирские дела, и борьба здесь шла с переменным успехом.
Рассматривая христианство как религию, следует разделять саму веру
в Христа и приверженность его заповедям с лояльностью (принадлежностью)
к той или иной конкретной христианской церкви (конфессии). Этот вопрос
имеет давнюю историю. Наиболее древними христианскими церквями из существующих
ныне являются католическая (римская) и православная. Эти две церкви возникли
одновременно на базе двух (из изначально существовавших пяти) патриархатов -
римского и константинопольского. Их отличия заключаются преимущественно в деталях,
но не в сути. Между ними все время идет борьба за географические сферы влияния.
Начиная с середины прошлого тысячелетия, в соперничество этих титанов духовного
окормления включилось протестантское движение. Его возникновение было вызвано
широким распространением фактов морального разложения отцов классической
христианской церкви, которые забыли о своем духовном долге и предпочли ему
мирские блага. Отступление от изначальных основ и принципов христианской
морали в среде клириков приобрело такие масштабы, что стало очевидно всему
населению Европы. В этой связи, Кальвин и Лютер стали проповедовать возврат
к основам христианства и отказ от услуг католических священников, и это движение
приобрело массу сторонников в Германии, Швейцарии, Франции и других передовых
странах Европы. Разумеется, римская церковь не стала равнодушно смотреть на
то, как у нее отнимают ее влияние (и доходы). Борьба католиков и протестантов
продолжалась много веков, была кровопролитной и сопровождалась жертвами
миллионов жизней. Для преследования инакомыслящих, католическая церковь создала
инквизицию и ряд монашеских орденов военизированного характера (доминиканцы,
иезуиты и т.п.), основанных на жесткой дисциплине и
подчиненных непосредственно Папе Римскому (пользовавшихся правом духовной
экстерриториальности, то есть свободных от влияния на них со стороны местных
епископов и им не подотчетных).